Александр Михайлович Родченко, советский дизайнер, график, фотохудожник, художник театра и кино (р. 1891).

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах 'Все - опыты' и 'Линия' зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917-18 работал с плоскостью, в 1919 написал "Черное на черном", работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке '5х5=25' (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл - 'Складывающиеся и разбирающиеся' (1918) - из плоских картонных элементов, второй - 'Плоскости, отражающие свет' (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - 'По принципу одинаковых форм' (1920-21) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к 'производственному искусству'

В конце 1919 Родченко вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы 'Октябрь' в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков - снятые с нижней точки 'Пионерку' и 'Пионера-трубача', 1930; серию динамичных кадров 'Лесопильный завод Вахтан', 1931 - послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами 'пролетарской фотографии'.

Участник групп «Леф» и «Реф» (1923—1930), художник журналов "Леф" и "Новый Леф". Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона — К. С. Мельников), осуществлял в натуре свой проект интерьера 'Рабочего клуба'. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 г. Родченко принадлежит авторство панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве.

С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких ('Портрет матери', 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии 'Дом на Мясницкой', 1925 и 'Дом Моссельпрома', 1926) в журнале 'Советское кино'. В статьях 'Пути современной фотографии', 'Против суммированного портрета за моментальный снимок' и 'Крупная безграмотность или мелкая гадость' пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке 'Советская фотография за 10 лет' (1928, Москва). Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъемки.

В конце 20-х -начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете 'Вечерняя Москва', журналах '30 дней', 'Даешь', 'Пионер', 'Огонек' и 'Радиослушатель'. Одновременно работал в кино (художник фильмов 'Москва в Октябре', 1927, 'Журналистка', 1927-28, 'Кукла с миллионами' и 'Альбидум', 1928) и театре (постановки 'Инга' и 'Клоп', 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.

В 1932 вышел из 'Октября' и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала 'СССР на стройке', фотоальбомов '10 лет Узбекистана', 'Первая конная', 'Красная армия', "Советская авиация' и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в 'Выставке мастеров советского фотоискусства'. С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны

Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг: «Про это» В. Маяковского и др. В 1930-х гг. от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач:

оформил много номеров журнала «СССР на стройке», в 1933 г. участвовал в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где сделал большую серию репортажных снимков. В 1938-40 гг. фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи.
Википедия.