Александр Яковлевич Головин, русский художник (р. 1863).

Александр Яковлевич Головин (17 февраля (1 марта) 1863, Москва — 17 февраля 1930, Детское Село), российский художник, сценограф, народный артист РСФСР (1928).
1881—1889 — обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.
1889 — посещает академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже.
В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.
До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.
Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг.
1912 — действительный член Академии художеств.
1928 — народный артист РСФСР
Театральные работы
Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.
1900 — первый успех в Большом театре
Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко
Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.
1902 — приглашён в Петербург на должность главного художника имперских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.
Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)
У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)
Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917)
Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.
Живопись
Работал обычно темперой и пастелью — создал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.
Иллюстрации и графика
В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.
Галерея
Павловск (1910, Третьяковская галерея (ГТГ))
Фарфор и цветы, (1915, ГТГ)
Ф. И. Шаляпин в ролях:
Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург),
Олоферна (1908, ГТГ)
Бориса Годунова (1912, Русский музей).
В. Э. Мейерхольд (темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей)
Библиография
А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960;
Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970].
Онуфриева С. «Александр Яковлевич Головин». Л., 1977.
Гофман И. «Головин-портретист». Л., 1981.
Александр Головин: Альбом. М., 1981.
Пожарская М. «Александр Головин». М., 1991.

Википедия